» Под алым парусом «Пилигрима»

 
 
 

Под алым парусом «Пилигрима»

Опубликовано: 15-11-2009, 20:18, комментариев: 0

Алй парус   Вот  и  закончилось  лето – пора  путешествий  и  новых  встреч  для  участников  детского  туристического  клуба «Пилигрим». В  соответствии с  планом  было  проведено   в  течение  июля – августа  6  лагерей, в  которых  приняли  участие  72  учащихся  почти  из  всех  школ 
Тоншаевского  района. Большинство  ребят  впервые  открыли  для  себя  байдарочный  спорт, для  многих  он  станет  в  дальнейшем  любимым  способом  отдыха. А  те  из  Шевнин2009ребят, кто  больше  не  сможет  походить  на  байдарках, тот  навсегда  запомнит  те  яркие  впечатления, которые  они  получили  во  время  одного  из  нынешних  походов.

Все  походы  совершались  по  уже  не  единожды  пройденным  маршрутам: по  Ошме  и  Пижме. Наиболее  длительным  был  4-й  сплав  по  реке  Пижме  от  Шерстков  до  Советска – это почти  200  километров. В  нём  участвовали  ребята  из  Пижемской  и Шевнин2009 Лесозаводской  школ, многие  из  них  уже  участвовали  в  путешествиях «Пилигрима»: Наташа  Копосова, Настя  Бабина, Марина  Чобу, Александра  Петрова, Иван  Вершинин, Евгений Целищев. Вместе  с  другими  путешественниками они  не  только  прошли  весь  трудный  маршрут, но  и  хорошо  отдохнули, узнали  для  себя  много  нового, побывав  в  нескольких  интересных  местах  на  берегах  реки  Пижмы. Наиболее  интересными и  запоминающимися событиями  были  посещение  д.Изиповка, где  в  большом  светлом  дому  моего  коллеги  Александра  Загребина  нас  угощали  свежим  мёдом, ночёвка  в  селе  Иж, где  сохранились  остатки  былой  красоты  местного  храма, расположенного  на  высоком  мысу, где  река  Иж  впадает  в  Пижму, интересных  впечатлений  мы  ожидали  от  посещения  озера  Лежнинского, расположенного  в  5  километрах  от  берега  Пижмы, невдалеке  от  села  Обухово, но  погода  не позволила  нам  осуществить  задуманное – сильный  ливень  размыл  грунтовые  дороги  так, что  с  трудом  удавалось  выдирать  ноги  из  местной  глины. Очень  яркое  впечатление  оставила  встреча  с  речным  жителем – бобром, буквально  в  паре  километров  от  Советска. Окончание, длившегося  9  дней сплава, состоялось  на  реке  Немде, близ  села  Ильинского. Дальше  было  долгожданное  посещение  красивейших  мест  Вятской  Швейцарии: Береснятского  водопада  и  заповедника, жемчужинами  которого  являются  две  скалы – Чумбылат  и  Часовой.

      Два  лагеря, проведённых по  рекам  Тоншаевского  района – Ошме  и  Пижме, от  п.Южный  до  п.Шерстки, были  не  менее  запоминающимися для  ребят, которые  в  них  участвовали. Во  втором  сплаве по  данному  маршруту, а  он  был  5-м  в  этом  сезоне, участвовала  сборная  команда  ребят  из  Южного, Ошминского, Кодочигов, Буреполома, Тоншаева, Пижмы. Сложность  состояла  в  том, что  только  у  двоих  ребят  имелся  опыт  сплава  на  байдарках, остальные  учились  всем  премудростям  управления  байдаркой  в  ходе  путешествия. Уже  на  2-й  день  сплава  ребята  научились  отлично  справляться с  вёслами  и  скорость, для  узкой, извилистой  Ошмы, была  вполне  приемлемой – 5- 6 километров  в  час. За  день  удавалось  проходить  в  среднем  по  20  километров. 2 августа  удалось  побывать  на  могиле  моих  предков  в  селе  Караванном, в  этом  году  там  традиционно праздновали  день  одной  из  деревень Караванского  сельского  округа – деревни Шудумцы. Трудный  путь  по  старой  дороге, когда-то  связывавшей  деревню  Паршата  с  волостным  центром – селом  Верхопижемьем, нынешним   Караванным, дался  очень  нелегко: множество  поваленных  поперёк  дороги  деревьев  усложнили  и  без  того  нелёгкий  маршрут.

     После  ночёвки, близ  деревни  Судаки, погода  ухудшилась, солнце  спряталось  за  тучи, подул  холодный  ветер, иногда  начинал  моросить  дождик. Последние  две  ночёвки  на  Судаковском  лесоучастке  и  на  Белом  Бору  были  испытанием  на  прочность. Но  все  ребята  достойно  выдержали  это  сложное  путешествие. Вся  наша  сборная  команда  сложилась, как  крепкий  коллектив. Среди  лидеров  команды  можно  выделить  Михалицына  Геннадия  из  Ошминского, Махнёва Антона  с  Южного, Чугунову  Дашу  из  Буреполома.

     И, наконец, завершающее  путешествие  в  этом  сезоне – сплав по  Вятке  по  маршруту  от Котельнича  до  Советска. Надо  признаться, я  его  ждал  целый  год, вынашивая  грандиозные  планы  использовать, давно  приготовленное  парусное  вооружение. Для  этого  мне  со  своими  друзьями  пришлось  потратить  кучу  времени, чтобы  приготовить  много  различных  деталей  для  снаряжения  нашего  парусного  судна – мы  называли  это  сооружение  гордым  словом «яхта». На  самом  деле, это  была  сборная  конструкция  из  двух  одинаковых  трёхместных  байдарок «Нева – 3», связанных, в  виде  катамарана, поперечными  деревянными  креплениями – жердями. Между  ними  на  щите  крепилась  6-ти  метровая  мачта, на  которую  при  помощи  блока  поднимался  треугольный  парус  5x3  метра. На  самом  конце  грот – мачты  гордо  реял  российский  триколор. Наша  «яхта»  по  сравнению  с  юркими  байдарками  казалась  вначале  очень  неуклюжей  и  тихоходной, тем  более, что  ветер  был, в  основном, встречным  и  не  позволял  воспользоваться  парусом. Так  и  пришлось  нам  вшестером  «упираться»  почти  весь  маршрут  на  вёсла. По  ходу  сплава  пришлось осваивать  новый  способ  гребли  односторонним  веслом. К  середине  маршрута  сложилась  уже  спаянная  дружная  команда, понимающая  друг  друга  с  полуслова. Мой  сын Сергей  и  его  одноклассница  Люба  Позолотина, мой  одноклассник  Сергей  Шляпников  с  женой  Мариной  и  опытный «речной  волк» Александр  Крупин, один  из  моих  самых  старых  воспитанников, вместе  со  мной  составили  команду  нашей яхты «Пилигрим», помимо  этого, отдельно  шли  на  байдарках  другие  участники  путешествия, наиболее  опытными  из  них  были  Коля  Никитин  и Настя  Олина.

     За  первый  день  маршрута  удалось  пройти  весь  намеченный  маршрут – 22 километра, отделяющих  Котельнич  от  села  Вишкиль. Погода  была  на  редкость  противная, резкий  южный  ветер  поднимал  такую  высокую  волну, что  заливало  байдарки, пришлось  двигаться  под  высоким  правым  берегом, где  волны  были  потише. На  следующий  день  погода  проявила  к  нам свою милость. На  короткое время  сменился  ветер  и  нам  удалось  2-3  часа  двигаться  под  парусом. Это  было  свершение  нашей  давней  мечты – мы  просто  наслаждались  этим  движением! Но  затем  ветер  видимо  решил, что  хватит, мол, им  баловаться  и  снова  потянул  встречный  южный  бриз. Так  продолжалось  до  самого  Советска, когда  в  самом  конце  нашего  маршрута  мы  вошли  из  Вятки  в  устье  нашей  Пижмы, повернув, таким  образом, на  север. Только  тогда  ветер  вновь  стал  нашим  союзником  и  мы  гордые  тем, что  чётко  вписались  в  установленные  временные  рамки  сплава, на  одном  парусе  поднялись  вверх  по  течению  около  5  километров  и  величественно  прошли  вдоль  шеренги  рыбаков, выстроившихся  вдоль  обоих  берегов  на  вечерний  лов. Это  был  триумф!

      Помимо  главной  цели – освоения  нового  маршрута, я  ставил  во  время  этого  похода  ещё  и  краеведческую  цель: осмотреть  местные  достопримечательности  Вятки – старинные  сёла: Вишкиль, Сорвижи, Васильково, Жерновогорье. Вишкиль  меня  интересовал, прежде  всего, потому, что  здесь  в  18  веке  бывал  не  раз  мой  предок  Матвей  Родионович  Шевнин, приехавший  в  приход  Вишкильской  церкви, на «чистые  поля», из  Касинской  волости. Он  был  инициатором  строительства  на  новом  месте  церкви  во  имя  Иоанна  Предтечи, так  как  ходить  из  Чистополья  в  Вишкильскую  церковь  был  неближний  свет – более  70  вёрст. Видимо  он  был  также  в  числе  первых  переселенцев  из - под  Косино, где  истощились  давно  освоенные  земли, да  ещё  и  количество  населения  резко  возросло  во  2-й  половине  18  века. Так, начался  отток  активных  крестьян  на  свободные  земли, в  том  числе, в  Тоншаевскую  волость. Думаю, что  путь  большей  части  тех, кто  пришёл  на  Тоншаевские  земли, проходил  через  Вишкиль. К  сожалению, Вишкильская  церковь  не  сохранилась  до  наших  дней: в  конце  30-х  годов  её  разобрали  ради  того, чтобы  добыть  кирпич, нужный  для  строительства  различных  хозяйственных  объектов, базировавшихся  в  селе  с  конца  20-х  годов  военных  лагерей, готовивших  сержантский  и  солдатский  состав  для  Красной  Армии. На  месте  разрушенной каменной   церкви  стоит  поклонный  крест, но  древняя  деревянная  церковь, построенная  около  1717  года, стояла  на  высоком  правом  берегу  Вятки, на  этом  месте  теперь  находится  кладбище. В  числе  достопримечательностей  на  этом  кладбище мне  показали  могилу  местного  священника  Якова  Фёдоровича  Мултановского, именем  которого  названа  местная  сельская  библиотека. Именно  стараниями  сельского  священника  и  на  его  личные  средства  была  открыта  эта  библиотека  в  начале  20  столетия. Правда,  надо  сказать, должного  ухода  за  его  могилой  не  наблюдается, значит, не  очень-то  хорошо  помнят  местные  жители  своего  просветителя… Но, люди  в  селе  всё  же  замечательные – добрые  и  отзывчивые. Причём, абсолютное  большинство, встреченных  нами  вятчан, отличались  именно  отзывчивостью, добротой, желанием  помочь  нам – совершенно  незнакомым  людям. Так,  за  ведро  свежей  картошки  и  пакет  свежего  лука  и  огурцов  нам  даже  не  пришлось  платить, -  предложили  самим  набрать  на  грядке. А  местный  церковный  староста, в  Вишкиле  есть  молельный  дом, помог  нам  отремонтировать  в  своей  мастерской, нашу  сломавшуюся  мачту, а  заодно  сделать  кормовое  весло, с  которым  управлять  нашей  яхтой  стало  гораздо  лучше. Не  удалось  встретиться  только  с  моими  единомышленниками – членами  команды  котельнического  литератора  и  путешественника  Анатолия Дмитриевича  Вылегжанина, которые  в  это  время  были  как  раз  тоже  на  маршруте – последние  4  года  они  посвятили  путешествию  по «вятскому  хлебному  пути». Этот  путь  связывал  Вятскую  землю  напрямую  с  Архангельском, где  со  времён  Ивана  Грозного  Россия  имела  свой  первый  и, долгое  время, единственный  морской  порт, куда  приходили  купеческие  корабли  из  Западной Европы. Сюда  приходили  речные  суда, гружёные  экспоротными  товарами, в  том  числе, и  с Вятки. От  селения  Ношуль, что  расположен  сегодня  в  Республике  Коми, начинали  вятские  купцы  далёкий, протяжённостью  более  1000  километров, путь: по  реке  Лузе  через  очень  богатый  когда-то  город  Лальск, через  который  проходил  в  17  веке  путь  в  Сибирь, в «златокипящую  Мангазею», далее  через  Великий  Устюг, расположенный  на  слиянии  рек  Лузы  и  Сухоны, далее  по  Северной  Двине  до  Архангельска. Сюда  везли  с  Вятки  рожь, лён, говяжье  сало, кожи, шерсть. Интересно, что  первым  завязал  торговые  отношения  с  молодым  государством  США  именно  вятский  купец  в  1804 году  через  порт  Архангельск.

      Интересны  были  для  меня  также  и  остальные  вятские  сёла: в  Сорвижах  и  в  Василькове  сохранились  и  действуют  старинные  каменные  церкви, выстроенные  в  стиле  классицизма  в  1-й  половине  19  века. Но  если  прежде  все  вятские  сёла  процветали, особенно  после  открытия  пароходного  сообщения  по  Вятке, то  теперь  здесь  царит  запустение, сельское  хозяйство  полностью  развалилось, местной  промышленность  и  ремесло  давно  забыты, местные  мужчины  вынуждены  ездить  на  вахтовые  заработки  в  города. Кое-как  кормит  собственный  огород, подворье  и  река. Рыболовы  встречаются  очень  часто, чуть  не  за  каждым  поворотом  можно  встретить  моторную  лодку.

       На  четвёртый  день  вышли, как  и  предполагали, к  автодорожному  мосту  через  Вятку, перед  Советском. В  красивом  сосновом  бору  выстроен, видимо, дом  отдыха  или  турбаза, далеко  слышна  над  водой  громкая  весёлая  музыка, мы  решили  отойти  подальше  на  противоположный  берег  для  ночёвки, нашли  отличное  место  в  дубовой  роще, где  прекрасно  устроились  в  палатках. После  трудного  дня, быстро  поужинав, легли  отдыхать, но  ночью  начался сильный  ливень, некоторые наши  вещи  промокли, но  на  следующий  день  погода  снова  наладилась, мы  готовились  к  нашему  триумфу – окончанию  маршрута, осталось  всего  около  10  км. На  вёслах  проходим  около  5  км  и  входим  в  устье  Пижмы, здесь  ветер  уже  на  нашей  стороне, не  очень  силён, но  всё  же  дует  в  наш  оранжевый  парус. Ради  этого  стоило  помахать  вёслами! Пройден  очередной, в  этом  году  последний  маршрут, за  5  дней  пройдено  120  километров  по  вя

Категория: ---

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.