» Магия и религия. Интервью с марийским этнографом Никандром Поповым.

 
 
 

Магия и религия. Интервью с марийским этнографом Никандром Поповым.

Опубликовано: 7-09-2008, 14:42, комментариев: 0

— Никандр Семенович, как Вы относитесь к тому, что  магическими действиями человека можно отправить «на тот свет»?

— По мнению верующих, такое вполне возможно.

— Бывает такое?

— Бывает

С известным марийским этнографом Никандром Поповым мы сидим в одном из заведений Йошкар-Олы, пьем пиво и говорим о мировоззрении марийцев.

 

— Насколько это серьезно?

— Очень серьезно. При этом, конечно, нельзя исключать случайный фактор, совпадение.     

   Еще у каждого человека есть совесть, которая может замучить его за то, что он «не так» сказал или «не так» поступил. И этого тоже нельзя исключить.

   Но бывает и такое, что когда человек принимает неправильное решение, отступает от всего святого, его за это наказывает не человеческая, а какая-то другая, неведомая сила.

— Чем можно объяснить то, что занятие магией стало частью образа жизни многих марийцев?

— Магией, вообще-то, занимается лишь небольшая часть людей. Между тем, почему-то считается, что все марийцы знают магические приемы. Это не совсем так. Хотя достоверно известно, что вера в магию у марийцев до сих пор сохраняется.

   Почему люди обращаются к магии? По всей вероятности, потому, что в жизни они не имеют других, более действенных способов достижения желаемого, самозащиты.

   Обращение за помощью к Богу или же исполнение магических практик является выражением последней надежды на чудо.

   Марийцы-крестьяне постоянно чувствовали свою зависимость от грозных природных стихий. Риск, опасность  подстерегали их во время охоты, рыболовства, промысловых занятий.

   Только обращаясь к Богу, почитаемым силам природы или же, совершая магические действия, человек, пусть в своем воображении, мог рассчитывать на успех и поверить в свою защищенность.   

   В царской России, жившие на своей земле марийцы официально считались «инородцами», постоянно ощущали свое неравноправное положение.

   Из-за незнания российских законов им, как правило, приходилось постоянно терпеть чиновничий произвол. По этой же причине они часто проигрывали судебные тяжбы.

   Что оставалось делать в таких условиях? Как можно было добиться справедливости, наказать обидчика?

   Только обращаясь к богам, применяя магические действия для справедливого возмездия!  

У марийцев был и сохраняется такой обычай: чтобы наказать человека, грубо нарушившего общепринятые нормы и бросившего, тем самым, вызов обществу, люди приносили в роще жертву и обращались к божествам или духам с просьбой наказать виновного.   

   Считалось и считается, что вскоре после такого моления виновный человек начинает сильно болеть и умирает...

— Как Вы разделяете понятия «религия» и «магия»?

— Традиционно считается, что религиозные моления не могут быть обращены к силам зла. Поклоняясь духам, божествам природы, Богу, люди надеются достичь всеобщего благоденствия. Молениями достигается всеобщее спокойствие, мир, гармония, счастье.

   Марийцы молятся в Роще за себя, своих родственников, близких, знакомых, за жителей окружающих деревень и сел и за весь марийский народ, и даже за живущих с ними в тесном соседстве людей других национальностей.

  Магия опирается на представления о сверхъестественных способностях человека подчинить своей воле природные силы, заставить выполнить желаемое путем совершения магических действий.

   Здесь выражаются не общечеловеческие интересы, а личные, скорее корыстные. 

   Поэтому магические действия  проводятся тайно, скрытно от других. Совершающий такие действия знает, что поступает не совсем хорошо, обращаясь к неведомым, вредоносным силам, выпячивая только свои интересы.

— Говорят, Бог един. Есть ли тогда разница между молением в Роще и в церкви?

— Конечно, есть разница. Каждый народ имеет своего Покровителя. Хоть его и называют Единым Богом. 

   Смотрите: языческая традиция — это очень древняя  религия, которая сформировалась задолго до христианства.

 И эта традиционная религия, дала толчок к формированию других, так называемых «классовых», религий. В том числе и христианства.   

   Основа их очень древняя: Бог, олицетворяющий природу, олицетворяющий все мироздание.

   В разных религиях представителя этого древнего Бога видят по-разному. Ислам, например, видит в лице Аллаха, христиане видят в облике Христа. У буддистов – Будда.

   Понимаете, это все одно и то же. Мы говорим, что марийцы поклоняются первооснове, а в других, «мировых» религиях,  которые сформировались в нашу эру, поклоняются  учителям из числа людей, которые преподнесли новые божественные истины, позволившие понять и осознать духовное начало в условиях изменившихся общественных отношений.

— Никандр Семенович, в чем смысл жертвоприношения   марийцами домашних животных в священных рощах?

Имеется в виду, что жертвоприношения проводятся с целью возобновления взаимосвязи между почитаемым  божеством и людьми.

   Собравшиеся на моление люди своим духовным настроем, верой, молитвами, возносимыми к божеству, формируют, выражаясь языком физики, невидимое глазу и неощущаемое человеческим телом мощное духовное (энергетическое) поле, направленное в заоблачную высь, позволяющее настроить человеческую жизнь в унисон с ритмом жизни природы.  

   Верующие это называют установлением невидимого контакта с божественным Покровителем.

   Жертвенное животное, согласно представлениям марийцев, является олицетворением почитаемой живой природы. Оно тоже находится в пределах сформировавшегося в роще энергетического поля, поэтому становится частью аккумулированной духовной энергии.

   Кроме того, душа жертвенного животного в процессе жертвоприношения, как считают верующие, переходит во власть почитаемого божества.

   Что же тогда передается Богу в процессе жертвоприношения?

— В процессе жертвования Богу передается, прежде всего, душа,— воплощение образа животного, а также   олицетворения жизненных сил животного: части сердца, печени, других органов, связок, хрящей, которые в виде специального дара божествам бросаются в огонь.

   В огне сжигаются все оставшиеся после жертвоприношения части животного.

   Считается, что огонь способен донести не только просьбы людей, но и жертвуемое животное, его жизненную силу.  

   Жертва предстает на небесах целой и невредимой!

— Молиться в Роще: это обязательно для марийцев? Или можно дома исполнять традиционные обряды?

— В настоящее время проводятся моления не только в Священных рощах, но и в домашних условиях. Вообще, человек может молиться везде, если он находится в чистом месте.   

   Моление в Роще отличается тем, что оно проводится с участием большого количества людей. Совместные моления, по мнению марийцев, имеют более действенное влияние. Молитвы, направленные от имени народа, быстрее достигают Бога.

   Но главное все же мне видится в том, чтобы у человека был стержень, понимание того, что он является сыном или дочерью народа, за которым следит, которому помогает тот или иной Бог-Покровитель!   

   У любого человека, будь то  верующий православный или верующий Марийской Традиционной веры, или другой религии, если он верит в своего Бога, он будет всегда чувствовать надежду.

   Надежду, что за ним стоит такая сила, которая всегда и в любой ситуации поможет!

— С какого возраста можно ходить молиться в Священную Рощу? 

— Считается, что в Рощу надо ходить молиться в сознательном возрасте. Здесь все зависит от подготовленности человека участвовать в таком ответственном событии.

   Деревенские дети с детства знают как режут гусей, кур,  уток и других домашних животных.

   Это часть аграрной культуры. Городские же дети могут всего этого не знать.

   Но ведь проводятся моления и без жертвоприношений домашних животных.

— Увидит ли свет книга для детей «Основы Марийской Традиционной культуры»?

— Верю, что это произойдет. Сегодня никаких препятствий этому нет.

— У нас бытует миф, что дети, говорящие на двух языках, могут иметь проблемы с русским языком и им якобы будет сложно в будущем где-либо учиться.

— Этот миф бытует не только в марийских деревнях. Вся Россия знает этот миф.   У нас существует «мнение», что в России, с родным, не русским языком, не добьешься социального успеха.

   А в мире, например, международным языком признается английский, не зная которого, трудно обеспечить свое будущее.

   Сама жизнь заставляет нас учить и русский,  и английский,  и родной марийский языки.

   Кроме того, люди, говорящие с детства на двух языках, например, на марийском и русском, обладают развитыми логикой и мышлением. Они легко осваивают и английский, и финский, и другие языки.

   Примеров,  подтверждающих это положение, можно привести сотни!

— Никандр Семенович, что будет с марийцами лет через двадцать? Сохранится ли народ?

— Я верю в будущее. Прежде всего почему? Вот мы говорим: марийцы — такой народ, который молится Богу Юмо. Если он молится Юмо, он его сохранит.  Потому что мы сформировались, появились как народ, именно по воле Бога. Не будь этого, народ бы не сформировался. Остались бы меря или муромы, или мещера. А черемисы бы исчезли.

   Но получилось иначе. Черемисы остались, а другие народы исчезли.

   Почему? Потому что у нас была вера. Если вера сохранится, а через двадцать лет вера не исчезнет, это точно, —  марийцы останутся!

— Как выжить народу в эпоху глобализации, когда исчезают границы между государствами? 

— Без своей идеологии сохраниться народу в современных условиях невозможно.    

   Единственный стержень, который может сохранить народ от ассимиляции, это религия, традиции.

— А культура, песни, музыка?

— И они очень важны. Но религия дает больше возможностей для сплочения, сохранения обычаев, традиций, языка. Без такого объединяющего народ фактора мы можем очень быстро слиться с другими народами.

— Какую главную работу Вы написали за свои пятьдесят восемь лет?

— Мною написаны несколько книг и более ста пятидесяти статей. Но самой полезной для народа считаю книгу «Юмын Йула»,  написанную совместно с Александром Ивановичем Таныгиным.

   Еще отмечу сборник молитв «Марий кумалтыш мут». 

— О чем эти молитвы?

— Это традиционные молитвы марийцев, сохранившиеся с древних времен. В них излагаются сокровенные чаяния и мысли народа, его светлая вера в мирную, счастливую жизнь.

   Молитвы дают образные представления о смысле жизни, идеалах, ценностях духовного единения народа с Богом.

   Это обычные истины. Как человек может сохранить себя, обеспечить свое будущее. Это, прежде всего, такие начала, на которых строится вся жизнь.

   В основе всего лежит положение, что все, что делает человек, — делается по воле Бога!

— Никандр Семенович, что   Вы пожелаете читателям газеты «Марийский мир»?

— Марийцы, если мы хотим достойно жить в двадцать первом веке, сохраниться как народ в последующие века, нам надо учиться, шагать в ногу с жизнью, двигаться вперед! 

   Марийцы, учитесь!

Но при этом не забывайте, кто вы есть, как вас зовут, кто ваши родители, откуда вы родом. Учеба — это не только получение высшего образования.

   Это и освоение, сохранение и приумножение того, что даровано нам веками!

Юрий Юсупов

Тоншаево — Йошкар Ола

февраль 2008

 

 

 

 

 

 

Категория: ---

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.